Tech

Хочу стать веб-дизайнером: с чего начать?

Как стать веб-дизайнером

О своем дизайнерском опыте рассказывала в прошлый раз, он у меня был очень нестандартный, потому советовать что-то в классическом ключе сложно. Рисовать начала в 13 лет, просто делала это не задумываясь зачем, я этим живу уже 11 лет, 6 из которых работаю профессионально. Никогда не училась дизайну, прочитала две с половиной книжки о вебе, но много рисовала. Тонны пикселей и бессонных ночей.

Если вам не 13 и вы всю жизнь занимались чем-то другим, и решили попробовать себя в вебе (или уже пробуете), то у меня есть много несвязных субъективных советов, что-то может пригодится.

1. Развивать вкус

Чтобы стать хорошим дизайнером (не обязательно веб), нужно иметь вкус. Можно научиться пользовать Фотошопом или Скетчем, прочитать сотни книжек, но без чувства красивого ничего не получится. Потому первое что я советую — воспитывать внутреннее чувство эстетики. Для этого нужно любить все визуальное в целом: фотографию, фильмы, одежду, архитектуру. Будь жадным к красивому, покупай книжки, смотри арт хаус, фотографируй на пленку, люби путешествовать, красиво одеваться, обустраивать свой дом. Все что окружает формирует вкус. Потому важно окружать себя вдохновляющими красивыми деталями. Внешнее оно для внутреннего.

2. Жить идеей

Если только начинаешь и тобой движет только желание получать хорошую зарплату в Нью-Йорке — достичь хорошего уровня будет сложно. Важно чтобы горели глаза, чтобы хотелось еще и еще, узнавать, получать, общаться, видеть, делать, делать, делать. Важно чтобы мотивация шла изнутри. Кристально чистый энтузиазм, время и практика (много практики) сделает свое дело. А там и хорошая зарплата в Нью-Йорке нарисуется.

3. Много рисовать

На начальном этапе, когда еще нет внятного портфолио важно рисовать фейки. Я за свои 10 лет перерисовала их несчетное количество, брала бренды или проекты, которые нравятся и перерисовывала им сайты. Брала чужие дизайны и рисовала свои варианты. Многое, конечно, получалось не так, как хотелось, но это формировало мое портфолио, старое удалялось, рисовалось новое. Фейки рисовать важно и нужно, даже если нет клиента, который будет вносить правки. Рисуй то, что мечтаешь в идеале иметь в своем портфолио. Запускай свои проекты, закрывай их и запускай новые. Чем больше опыта, тем быстрее развиваешься.

4. Следить за портфолио

Когда только начинаешь, в портфолио можно складывать все, что есть, от постеров до кусочков интерфейсов. И по мере того, как будут появляться новые проекты — важно отсеивать то, над чем работать не хочется в идеале. То есть если нравится рисовать лендинги, но не очень нравятся интерфейсы, минимизируй интерфейсы в портфолио (даже если они кормят по факту). Клиент приходит к вам за стилем, и если мечтаешь рисовать сайты, а не интерфейсы, то важно делать упор на сайты. Еще через пару лет можно нишеваться. То есть рисовать только мобайл аппы, или только игры, или только корпоративные сайты, или только интерфейсы для стартапов. Чем у’же специальность, тем больше клиентов будет заходить (парадокс). И не нужно придумывать супер навороченный сайт, своего портфолио на Бихансе достаточно.

5. Искать клиентов

Свои первые 100 долларов я получила на Weblancer, рисовала говно-банеры и сайты для конкурсов, 90% проектов проигрывала, но так как рисовала по сути дизайн для реальных проектов это опять же, формировало мое портфолио. Я очень много времени проводила на Веблансере (фрилансер.ру не любила), читала реальные брифы, рисовала так как понимала задачу. И вот когда первый раз выиграла, тогда пришло то самое чувство “я могу”. Сейчас эти биржи уже немного олдскул, потому я бы советовала рисовать для друзей или просто для себя. И пусть это будет не обязаловкой, пусть это будет в кайф. Год назад я предложила локальному бренду арахисовой пасты нарисовать сайт за бесплатно, в итоге перерисовала им этикетку, сняла имиджевые фото для сайта и нарисовала сам сайт. Все это было бесплатно (ну ладно, за баночки арахисовой пасты) и мне это было в кайф, хоть и было много другой коммерческой работы. И часто бывает, что именно бесплатный проект в портфолио выстреливает. Ну и, конечно, после этого клиента пришло еще десяток похожих, что меня очень радовало.

Искать клиентов еще можно рассылая просто письма локальным брендам, с предложением редизайна. И кто знает что принесет новое сотрудничество?

6. Стажировка или работа джуниор дизайнером

Свою первую работу я получила в 18 лет, просто рассылала ответы на вакансии. Портфолио у меня было, мягко говоря, детское, но меня взяли. Да еще и не куда-то там, а в “лучшее диджитал агентство Украины”. Я помню первый день, 16 августа 2010 года, я сижу с квадратными глазами в офисе и не понимаю что происходит. Мне начали сразу давать работу, рисовать ньюслеттер Нивеи и ретушить фото команды для сайт Славутич. Без этого дня я бы не сидела сейчас в Нью-Йорке, потому стажировки и работа в офисе очень важна. Я была маленькая и начинала с чистого старта, если у вас сейчас есть другая работа, но хочется быть дизайнером, важно принять для себя это решение и уйти работать джуниор дизайнером (даже если там меньше платят). Можно конечно развиваться параллельно со своей первой работой, но, особенно на начальном этапе, это сложно.

Чтобы найти стажировку нужно составить свой список агентств или студий, где хочется работать и рассылать им письма, даже если на сайте нет такой вакансии. В письме коротко описать свой опыт и что рисуете, и обязательно ссылку на портфолио (на Биханс более, чем достаточно). Если опыта никакого нет, то не стоит делать резюме, оно все равно будет выглядеть жиденько. Главное портфолио и сопроводительное письмо. Не нужно никакого заигрывания и резюме в цветочках (я и такие в свое время разгребала), самое нарядное что должно быть — портфолио. Без исключений.

7. Не брезговать работой

Если дают рисовать баннера за 20 долларов — бери. Если сидишь и ждешь крупных клиентов, значит движет мотивация денег и тут нужно перечитать второй пункт. На начальном этапе бери все, что дают. Но рисуй, как будто это самый важный проект эвер. То есть красиво.

8. Дизайнерское комьюнити

Тут у меня свое субьективное мнение на этот счет. Лично я избегаю дизайнерских тусовок, потому что там люди думают, раз ты тоже дизайнер, значит ни о чем больше, как о Скетче, с тобой поговорить нельзя. А говорить о Скетче в свое свободное время я не люблю. Если быть честным, мне мало кто интересен из индустрии (всего пару человек, и то), мне не нужны чужие советы. Хотя на начальном этапе это может помочь. Общайся, но и не ограничивай свое окружение только дизайнерами.

9. Читать зарубежный интернетик и книги

Да, английский решает. Даже если плохо говоришь на английском, важно хотя бы читать, много читать. Я люблю Медиум и Gibbon. Там много инсайдерской информации по индустрии, тренды, новые зарубежные проекты. Когда-то я читала русскоязычных дизайнеров, у которых блог был на Эгее (мдэ) и дизайнерские потоки на Хабре, но из русского самое полезное было только на Look at me. Сейчас редко читаю даже Медиум, но постоянно смотрю новые работы на Siteinspire и Awwwards. Печатные книги по вебу устаревают быстрее, чем уходят в печать. Потому я люблю книги по классической типографике, фотографии, графическому дизайну. В общем те, где не читать, а картинки смотреть.

В твиттере люблю Mitch Goldstein о дизайнерских инсайтах, дизайнерские шуточки от Ramin Nasibov, Anton Herasymenko, Tobias van Schneider, Stas Polyakov и Anton Repponen.

 

 

10. Анализировать работу других

Я собираю инспирейшн по сей день. Это борды на Пинтересте, папка в Дропбоксе и ссылки в Эверноте. Ссылки я собираю по интересным проектам своего стиля (фешн, минимал лендинги, интерактивные промо). Когда заходит проект проще открыть готовые референсы, чем опять искать то же самое.

Очень важно осознанно анализировать другие проекты и проговаривать это вслух. Почему этот поиск тут смотрится круто? О какой клевый ховер. А вот этот футер надо сохранить себе. А вот тут крутая типографика потому что. Важно запоминать эти кусочки и использовать их в своих следующих проектах. Если сложно запоминать — нужно делать и сохранять скриншоты. И очень много смотреть, желательно зарубежного. Повторять, пробовать, находить свою волну, свой стиль.

11. Пробовать разные сферы

Веб это очень круто, но я бы посоветовала еще попробовать все: моушн дизайн, прототипирование, интерфейсы, ретушь, мобильные приложения, графический дизайн, фотография, логотипы, журнальная верстка. Часто бывает, что смежная сфера заходит лучше, потому важно перепробовать все, чтобы убедиться, что ты сделал правильный выбор. Конечно, можно и даже нужно уметь это все по чуть-чуть, но важно все же в итоге остановиться на чем-то одном и углубляться. А когда надоесть — углубляться в другом. Не устану повторять, чем больше опыта в смежных сферах, тем быстрее идет прогресс в любом новом деле.

12. Пойти учиться

Я ненавидела школу, колледж у меня проходи со скрипом (училась на бухгалтера), в универе я вообще не училась. Можно пойти на курсы веб-дизайна в своем городе, какая-то информация будет известна, а какая-то новая и полезна. В любом случае, это даст фундамент, можно будет спрашивать у преподавателя, разобраться в сфере, услышать ответы на свои вопросы, стать чуть уверенней, войти в тусовку. Живое общение дает очень много мотивации и поддержки. Ну и вход в тусовочку.

В Киеве могу посоветовать Projector School, в Москве — Британку. И да, не жалейте денег на образование, понимание этого приходит только спустя время, все мои даже захудалые курсы по фотографии сейчас возвращают сполна. И я даже немного жалею, что в свое время не пошла на курс английского в Прожекторе и что отказалась от приглашения в Школу Яндекса в июне прошлого года. Если есть возможность уехать учиться загруницу — не думайте ни секунды.

Из онлайн люблю самый полный курс по веб-дизайну эвер — Digital Design Basic Course. Там именно вся база, которую важно знать.

13. Поработать в другой стране

Наверно это уже не для начинающих, но все же. Я не говорю о “валить из страны”, просто уехать на пару месяцев в другую страну и вернуться другим человеком. Это меняет полностью, это чистит голову и дает понять насколько мир огромный, и насколько твоя война ничего не значит. Это дает неимоверное количество мотивации и уверенности, появляются новые цели. Другие люди, другой язык, другой подход, другая страна. А вернуться в свой город никогда не поздно.

14. Поставить цели

Я фанат списков и заметок, записываю все подряд. Я верю, что это освобождает голову для следующих мыслей (и ничего не забываю, и никого не подвожу). Можно расписать цели на полгода, например, нарисовать 3 фейка до мая, оформить портфолио, найти стажировку до июля, закончить этот проект, запустить блог, пойти на курсы в апреле, прочитать две книжки до конца месяца, выучить Иллюстратор до конца лета. Потом это все разбивать на более мелкие цели и на недели, и каждый день заходить перечитывать, чтобы не забывать куда, а главное зачем, идешь. Часто я слышу фразу “я не уверен что это мое”. Окей, но это надо проверить. Например, поставить себе цель — если до конца этого года у меня ничего не получится и это будет уже не в кайф, начну пробовать что-то другое. И до конца года не сомневаться, а бежать как можно быстрее. И уже ближе к намеченной дате смотреть по ощущениям, твое или нет.

15. Все советы делить на два

Будут окружать люди, которые много чего говорят. “Ты не сможешь этим зарабатывать, ты слишком молод, ты слишком стар, это очень дорого, не в нашей стране, на что ты будешь жить, это надо много времени, это сложно, это делается не так, это делается так, тут ты делаешь неправильно, и вообще какой из тебя дизайнер”. Все это нужно делить на два. А лучше на двадцать. Прислушиваться, но идти своей дорогой. Особенно сложно, когда это говорят самые близкие люди, я понимаю. Мама говорила, что я не смогу зарабатывать дизайном, “а вот главбухи знаешь сколько получают!”. Было сложно, потому я всегда все делала на характер, вопреки. Доказывать что-то другим это хорошая мотивация, потому что в первую очередь ты доказываешь себе.

16. Найти опору

Важно найти то, что успокаивает. Человека, на которого ровняться. Цель, которая греет. Это может быть даже незнакомый человек, идеализированный образ из интернета, главное чтобы читая его нутро успокаивалось: “я тоже могу не смотря ни на что”. И никому об этом не рассказывать, пусть это будет личное.

17. Не бояться ошибиться

К счастью, у наших жизней абсолютно нет никаких целей, потому тут важно только прожить эту сотню лет счастливо и в удовольствие. Потому не стоит слишком заморачиваться или относиться сверх серьезно к чему-то. Если что-то вдруг долго не идет — бросай. Нелюбимую работу, скучную книжку, сложные отношения. Если вдруг загорелся быть дизайнером, но через год оно как-то не идет — бросай и занимайся новым. Чем больше перепробуешь, тем проще будет сделать правильный выбор. Я начинала заниматься очень многим, танцами, каллиграфией, фотографией, копирайтерством, программированием, шитьем (!), фешн дизайном, журнальной версткой, сьемкой видео и все бросала на каком-то этапе. Да, может это выглядело, как будто я не довожу ничего до конца, но все эти начинания помогают в итоге, без этого опыта я не была бы там, где есть. Начинать и бросать это нормально. И прислушиваться только к себе, а не к социальным нормам.

18. Make in your own way

Важно еще приучить себя жить по своим правилам. Быть нишевым дизайнером или делать все по чуть-чуть. Желать получить Каннского Льва или не думать о наградах вовсе. Хотеть уехать в Нью-Йорк или развивать дизайн в своей стране. Идти на курсы или учиться онлайн. Разряжать строчные или быть адептом классики. Общаться с дизайнерами или игнорировать их. Читать о веб дизайне или публично хейтить это. Ругаться матом в Твиттере или делать вид, что ты порядочный. Быть на Дрибббле или не быть. Работать в маленькой компании или в крупном сетевом агентстве. Запускать свои проекты или работать над чужими. Рисовать в Скетче или Фотошопе. Прототипировать на бумаге или на компе. Следить за популярными дизайнерами или не следить. Делать свой выбор. Не поддаваться на общие тренды и всегда иметь свое мнение. Жить по своим правилам. Because nobody really cares.

19. Быть терпеливым

Честно, невозможно стать хорошим дизайнером за год. Правило десяти тысяч часов работать и забавно, что я получила работу в Нью-Йорке именно на десятом году работы. Невозможно симулировать этот процесс, нужно время, чтобы пройти этапы от джуниор дизайнера до арт директора. Это не о скилах фотошопа, а о внутренней уверенности. В целом, за два года можно дойти до приличного уровня, вопрос мотивации. Но честно скажу, самое интересное начинается после этих двух лет. А примерно через шесть лет уже приближаешься к космосу. Потому важно не опускать руки через месяц рисования, важно бежать и наслаждаться процессом, долгим процессом, и в этом тот-самый секрет.

20. Да, получать удовольствие!

Ну конечно, это основа любого профессионализма. Когда работа не в удовольствие — достичь высот сложно, даже нереально. Любить то что делаешь, и делать то что любишь. Пробовать и начинать. Не бояться. Воспитывать вкус и самоуверенность каждый день. Не терять время. Ставить цели, добиваться и ставить новые. Много рисовать, смотреть, рисовать, рисовать. И постоянно помнить, что можно добиться чего угодно.

 


 

Итого, с чего начать? Записаться на курсы или пройти курс онлайн. Рисовать фейки. Оформить Биханс. Много рисовать, каждый день. Смотреть чужие работы и повторять. Искать проекты через знакомых. Не сомневаться.

Буду рада ответить на любые вопросы в комментариях, если есть какие-то более обширные вопросы или “я вообще похож на дизайнера?” можете писать с линками на свои работы на почту bazuelena@gmail.com, что-то посоветую.

Еще я в Твиттере пощу о дизайне, НЙ и работе, и собираю лучшие дизайны iOS приложений на Minimalios.

И да, все получится. У меня же получилось, и у вас получится. Work hard and have fun!

You Might Also Like

  • Dima

    Красиво пишешь!

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      А вот это приятно, спасиб!)

  • id_man

    Арахісова паста провела над мною експеримент, як в відомих роликах про собаку і прозорі двері. Я переклікав всі елементи, прокрутив нижче, ще раз потапав, оновив сторінку, задумався, невпевнено навів курсор на заголовок, заплющив одне око, клікнув, і зрозумів, що це просто список. До чого ж сильні рефлекси встигли виробитися О_о

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      У меня однажды тоже такое было, так как картинки на всю ширину иногда забываешь что это джепег))

  • George Kvasnikov

    Хотелось бы побольше инфы о креативном мышлении и о том, как найти свой собственный стиль.

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Креативное мышление и свой стиль это лишь референсы + время. Что ж тут еще советовать.

    • George Kvasnikov

      Ну есть опасность стать заурядным мейнстримщиком. Я думаю, это проблема номер один сейчас, когда стать дизайнером уже не сложно технически. Я бы сказал, дизайн как инстаграм – сейчас уже каждый может :)

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Каждый может быть и фотографом, и иллюстратором, и программистом, и дизайнером, и инстаграмером. Главное ж не просто быть, главное быть лучшим. А кому-то и просто быть уже достаточно, и если человеку от этого хорошо — значит все правильно.

  • http://saydima.com Dmitriy

    А шо по інглішу, ходили на якісь курси?

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Только когда уже уезжала в НЙ, на интенсив ходила чтобы чуть вспомнить времена. Не скажу что я и сейчас очень хорошо говорю, если честно. Читаю и на слух все понимаю, а вот говорить до сиз пор стесняюсь иногда.

    • http://saydima.com Dmitriy

      Тобто, у вас не fluent рівень, це ніяк не впливає на процеси на роботі, та на саме проживання в місті?

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Далеко не fluent. Мне иногда даже кажется, что я смогла бы тут нормально прожить и проработать много лет и с базовым английским.

    • http://saydima.com Dmitriy

      Хм, непогано. Нащо тоді наші говно компанії пишуть у вакансіях fluent english для прогеров.

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Все пишут что нужно и профильное образование, и знание Джаваскрипта. Но это все максимум, не обязательно нужно подходить под все требования)

  • Irina Tereshko

    как здорово написано! прочитала на одном дыхании!
    у меня ситуация схожая в том, что я училась на бухгалтера))) и работала им, тратя время и нервы. недавно бросила это дело, а заняться чем-то новым оказалось как-то сложно.
    люблю фотографию, эстетический контент, я понимаю, что я визуал, мне хочется красоты..и хоть я не задумывалась о веб-дизайне, больше о фото, но советы и принципы мне кажется, те же)
    но столько вокруг каких-то сдерживающих факторов: и никто в тебя не верит, и сам оглядываешься на многих и понимаешь, что не дотянешься и т.д.
    начала вести блог и жду чуда, что это станет интересно, что кто-то меня услышит))
    http://iristorieson.blogspot.com.by/ – хотелось бы узнать Ваше мнение, насколько это интересно. буду очень признательна.
    спасибо большое, такие статьи вдохновляют, дают надежду и стимул! успехов Вам!

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      В первую очередь надо чтобы вам нравилось, а аудитория найдется на любой контент. В фотографии у меня те же советы: снимать больше, пробовать разное, искать свою нишу и стиль, искать коммерческие проекты.

  • Inna Polyakova

    Всегда думала, что веб-дизайнеры, это люди с техническим складом ума, даже математическим. Поэтому себя даже не ассоциировала с этим. Неужели это не так… Столько слов непонятных, но прочитала залпом. Может и я смогу, ну и что, что диплом экономиста.

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Веб-дизайнер рисует, а не кодит, тут главное вкус, а остальному можно научиться. Я по образованию бухгалтер вообще)

  • Valentina Etingen

    Порекомендуйте, пожалуйста курсы онлайн на русском по веб дизайну))

  • viku6a

    Елена, написала вам на имэйл письмо,оочень жду ответа (по поводу профессии веб-дизайнера):)

  • Екатерина Лоскутова

    Елена, спасибо Вам большое за интересную и богатую на полезные ресурсы статью! Замотивировали :)

  • http://marchenkomark.com/ Mark Marchenko

    Очень классная статья. А курс от Tilda, который вы рекомендуете, не устарел ли?

    • http://www.elenabazu.com Elena Bazu

      Спасибо! Ну с 2016 года еще не успел устареть) Тем более там база, без ситуативных трендов.

    • http://marchenkomark.com/ Mark Marchenko

      Окей, понял, тогда это здорово!